Мелихова Ирина Валерьевна, Педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями в развитии. Учитель - логопед.

Консультация для воспитателей «Развитии речи детей посредством устного народного творчества».


Устное народное творчество - это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Фольклорные произведения, начиная с колыбельных песен, потешек и кончая пословицами, сказками, пронизанные душевной теплотой и любовью, дают детям уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи. Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей:  обогащая словарь, словарь, развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух,
 давая образцы для составления описательных рассказов.
Художественное слово народного поэтического творчества сопутствует ребенку значительно раньше того, как он учится удерживать в руках предметы. Припевки, потешки, маленькие народные песенки дети слышат с самого раннего возраста. Взрослые используют их, чтобы успокоить ребенка, развеселить, просто поговорить. Такие процессы как умывание, одевание, прием пищи требуют сопровождения словом. И здесь русское народное творчество незаменимо. Уже в первые месяцы жизни взрослый приговаривает напевные двустишия («Баю-бай»), колыбельные, которые каждый из нас знает: с незапамятных времен в доме, где рождался ребенок, под потолок подвешивали зыбку – колыбель для младенца. Мать, мерно раскачивая ее, порой выполняя какую-либо работу, напевала колыбельную своему  ребенку:


Баю-баю,спи,дружок,
Повернись на правый бок.
Только ты  один не спишь,
Закрывай глаза, малыш!
Лунный лучик-озорник
Сквозь окошечко проник,
Примостился на подушке,
Шепчет песенку на ушко.

Несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей. Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается и словарный запас. В произведениях устного народного творчества изобилие слов-признаков предметов, образных сравнений, используется множество синонимов, антонимов. Сначала ребенок копирует то, как взрослый выполняет те или иные движения и интонации, с которыми поется песня. Позже появляются слова, тексты песен. Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками. Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя".
Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка:
•напевное выделение голосом гласных звуков,
•медленный темп,
•наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.
Особую значимость устное народное творчество приобретает не только в первые дни его жизни, но и в первые дни пребывания в дошкольном учреждении. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания. Педагоги используют в адаптационный период различные потешки, например:

Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Поднимайся мой дружок,
Встань мой Юрочка.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, дети не только овладевают речью, но и приобщается к красоте и самобытности слов. Простота и мелодичность звучания позволяет детям запоминать их. Дети начинают вводить народные потешки в свои игры – во время кормления куклы, или укладывания ее спать. Так же большой интерес вызывают народные произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных и очень конкретно описываются их повадки, например:

Тук-тук-тук.

 Кто там?
- Я лягушка ква-ква-ква. А ты кто?
- А я киска мяу-мяу-мяу.
- Иди, киса, в теремок, иди, иди

Знакомя детей с разными фольклорными жанрами, мы обогащаем речь детей живостью, образностью, краткостью и меткостью выражений, способствуя воспитанию детей на народной мудрости, Адресованные детям потешки, заклички, считалки, удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове. Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке (к каким именно явлениям природы ему нужно обратиться), снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее.
Одной из фольклорных форм являются поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих поколений. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания. В работе с детьми над пословицами и поговорками, необходимо опираться на принципы постепенности и последовательности усложнения материала. Сначала идет непосредственное знакомство с пословицами и поговорками, затем вместе с детьми пытаемся понять их смысл и назначение в речи, и только после этого переходим к выполнению различных творческих заданий, таких, как составление небольших рассказов по пословицам и рисование пословиц. Для закрепления материала можно использовать такие формы работы, как:
• Игра-соревнование «Кто больше назовет пословиц»,
• Дидактическая игра: «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает.
• Нарисуй пословицу (домашнее задание). Каждый ребенок иллюстрирует свою пословицу. Показывает рисунок и называет пословицу. Все запоминают. Затем я показываю рисунки, а дети стараются вспомнить пословицы. Таким образом, постепенно образуется копилка рисованных детьми пословиц. В настоящее время мы совместно работаем над созданием этого альбома из детских рисунков.
Очень важно, чтобы дети не только запоминали пословицы и поговорки, но и понимали их прямое и переносное значение и умели их применять в подходящей речевой ситуации. Примеры некоторых пословиц в рассказах детей подготовительной к школе группы: • У одного мальчика не было друзей. Ему было грустно и одиноко. Правильно говорят: «Человек без друзей, что дерево без корней»
• Девочка увидела в магазине куклу. Она попросила маму её купить. Мама купила куклу и принесла её домой. Девочка поиграла с ней, а убрать на место не захотела. Тогда мама сказала ей: «Любишь кататься, люби и саночки возить».
• Мой папа лётчик. Когда я вырасту, я тоже буду лётчиком как папа, ведь «яблочко от яблони недалеко падает».
Еще одним интересным жанром фольклора являются загадки. Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут усвоить грамматический и звуковой строй русской речи. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета.
Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Специальные упражнения помогают совершенствовать дикцию детей. Одним из таких упражнений является использование скороговорок и чистоговорок для выработки правильной, фонетической чистой речи. Скороговорка и чистоговорки – трудно произносимая фраза с часто встречающимися одинаковыми звуками. Они лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся чистому и звонкому произношению.
Поразительная мощь языкового творчества народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. По словам А.П. Усовой "словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности". Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития.

12 января 2020 в 13:08

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.