Мелихова Ирина Валерьевна, Педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями в развитии. Учитель - логопед.

Семинар-практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика»


Мы правильно произносим различные звуки какизолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности идифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

Точность, сила дифференцированности этих движенийразвивается у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности.

С детьми дошкольного возраста работатьвсегда очень интересно. Конечно, есть и трудности, но радости дети доставляютбольше, чем огорчений, и к концу года так сближаешься с ними, что расставатьсяне хочется. Но осознание того, что дети пришли к нам с множественными речевымидефектами, а ушли с чистой речью, что они научились чисто и красиворазговаривать, что знания, умения и навыки, полученные у нас, помогут им вобучении в школе - наполняет сердце логопеда гордостью за свою профессию.

К сожалению, количество детей с дефектамиречи, в том числе и с нарушениями звукопроизношения, год от года неуменьшается, а растет.

Недостатки речи могут привести к неуспеваемости,породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущиенегативные последствия. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенканужно как можно раньше.

Одним из условийнормального становления звукопроизношения является полноценная работаартикуляционного аппарата. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки, егогубы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимоеположение. Этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Работа по формированиюправильного звукопроизношения всегда выделялась как ведущая линия развития речидетей младшего дошкольного возраста.

Работа над правильнымпроизношением гласных звуков по их дифференциации необходима для формированиячёткой артикуляции всех остальных звуков, которые входят в звуковую системуродного языка. Произношение твёрдых и мягких согласных звуков – м, б, п ,т, д,н, к, г, х, ф, в, л, с, ц – готовят органы артикуляционного аппарата кпроизношению шипящих звуков.

В формировании произношения,в уточнении артикуляции звуков, в вызывании их по подражанию и в постановке –огромную роль играет артикуляционная гимнастика. Чем раньше начатаартикуляционная гимнастика, чем больше проводится она в игровой форме, чем чащеи систематичнее проводятся игры звукоподражания с движениями и с использованиемнаглядного материала, чем больше артикуляционная гимнастика связана с движениемрук, пальцев – тем быстрее исправляются звуки, тем подвижнее и податливеестановится артикуляционный аппарат, тем быстрее развиваются самоконтроль запроизношением.

  Особенностью современных детей являются недостатки устной речи,которые в дальнейшем приводят к плохой успеваемости в школе, так как на основеустной речи формируется письмо.

Артикуляционная гимнастика -упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти),необходимые для правильного звукопроизношения ранее была доступна толькоспециалистам логопедам.

На современном этапе еюдолжен овладеть каждый педагог.

Причины, по которым необходимозаниматься артикуляционной гимнастикой:

1.Некоторые дети благодарясвоевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям поразвитию речевого слуха сами могут, научится говорить чисто и правильно, безпомощи специалиста.

2.Дети со сложныминарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты,когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3.Артикуляционная гимнастикаочень полезна так же детям с правильным, но вялым звукопроизношением, прокоторых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношениезвуков является  основой при обученииписьму на начальном этапе.

4.Занятия артикуляционнойгимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научится говорить правильно,чётко и красиво.

Рекомендации к занятиям

Сначала познакомьте детей сназваниями органов артикуляции (рот, верхние и нижние губы, верхние и нижниезубы, язык, кончик языка, нёбо, бугорки за верхними зубами) с помощью весёлойистории о язычке. На этом этапе дети должны повторять упражнения 2-3 раза.

Рекомендации к проведению упражнений:

1. Сначала упражнение надовыполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительныйконтроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезнозадавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делаетязычок? Где он находится (вверху или внизу)?

2. Затем темп упражненияможно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобыупражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

3. Лучше заниматься 2 раза вдень (утром и вечером) в течении 5-7 минут, в зависимости от возраста иусидчивости ребёнка.

4. Занимаясь с детьми 3-4летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

5. К детям 4-5 лет требованияповышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, безподёргиваний.

6. В 6-7-летнем возрасте детивыполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение язычканекоторое время без изменений.

7. Если во время занятийязычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш неможет удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательнообратитесь к логопеду. Возможно, понадобится помощь врача-логопеда испециальный массаж.

Рекомендации к выполнению артикуляционнойгимнастики

В речи звуки произносятся неизолированно, а один за другим, поэтому органыартикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкогопроизношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органыартикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а ихработа - координирована.

Упражнения для развития движенийорганов артикуляционного аппарата объединены в комплексы.Каждый комплекс имеет определенную направленность.

I. Упражнения,вырабатывающие основные движения и положения органовартикуляционного аппарата.

П. Упражнения,подготавливающие артикуляционный аппарат для правильногопроизнесения свистящих звуков.

III.        Упражнения, подготавливающие артикуляционныйаппа­рат для   правильного произнесения шипящих звуков.

IV.        Упражнения, подготавливающиеартикуляционный аппа­рат для правильного произнесения звуков [л], [л'].

V.         Упражнения, подготавливающиеартикуляционный аппарат для правильного произнесения звуков [р], [р'].

Во всех возрастных группах могут бытьиспользованы одни и те же комплексы, но требования кпроведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений накаждом возрастном этапе будут различными.

С детьми второй младшей группыупражнения проводят в игровойформе. Объем требований к выполнению движений невелик.

Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которыхбудет трудно в дальнейшемразвивать и совершенствовать движения артикуляционного аппарата.

В среднейгруппедля артикуляционной гимнастики используются игровые приемы. Наоснове приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуляционногоаппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаютсяи требования квыполнению артикуляционной гимнастики.

В старшей группеуже следят за плавностью, легкостью,четкостью выполнениядвижения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое. Следят заточностью и устойчивостью конечногорезультата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся легкими,правильными, привычными, поэтому ихможно проводить в любом темпе. После отработкикомплекса на определенную группу звуков воспитатель может включить в артикуляционную гимнастикузвукоподражания на этот звук.

В подготовительной к школе группе для артикуляционнойгимнастики берутупражнения на дифференциацию различных звуков:

а) гласных;

б) взрывных согласных;

в) носовых и сонорных;

г) губных и язычных;

д) взрывных и щелевых;

с) переднеязычных и заднеязычных.

Эта работа проводится сиспользованием игровых приемов и способствует развитию у ребенка не толькоорганов артикуляционногоаппарата, но и фонематического слуха.

Указания кпроведению артикуляционной гимнастики

Занятия дадут наилучший результат, если:

- они проводятся в формеигры и интересны для ребенка;

- на одном занятии не следуетдавать больше двух-трех упражнений, а к последующим упражнениям надо переходить лишьпосле того, как будутусвоены предыдущие;

- все упражнения надо выполнятьестественно, без напряжения (ребенок сидит спокойно, плечи не поднимаются,пальцы рук не напряжены и не двигаются);

- некоторые упражнениявыполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы уребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка;

- при затруднениях в выполнении упражнений надо вернутьсяк более простому, ужеотработанному материалу;

- выполнять все упражнения надопоэтапно, в последовательности, указанной логопедом;

- инструкции следует даватьдробно, например: «Улыбнись; покажи зубы; приоткрой рот; подними кончик языка вверх кбугоркам за верхними зубами; постучи в бугоркикончиком языка со звуком [д-д-д]».Проверять выполнение ребенком упражнения следует также поэтапно. Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка, и отработать с нимданное движение;

- если логопед поставил ребенкузвуки, надо их постепенно вводить в речь, т. е. учить правильно употреблятьзвук в слогах, словах, а затем во фразовой речи.

Проводить артикуляционнуюгимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становилисьболее прочными. Лучше ее проводить в начале занятия, в течение трех - пятиминут.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики надособлюдатьопределенную последовательность, идти от более про­стых упражнений кболее сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.

Ежедневно выполняются 2-3 упражнения, причем новым может быть только одно, второе дается для повторенияи закрепления. Если же детивыполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не дает новых упражнений, а отрабатывает старый материал. Для его закрепления онпридумывает новые игровые приемы.

Артикуляционнуюгимнастику выполняют сидя, так как в такомположении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятсяв спокойном положении. Дети сидят за столами илиполукругом перед воспитателем. Сажать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должнобыть хорошо освещено.

Артикуляционную гимнастику можно проводить, только видя, как выполняетупражнение каждый ребенок. Воспитатель организует работу следующим образом:

а)          рассказывает о новом упражнении, используя игровые приемы;

б)         показывает его выполнение;

в)         упражнение выполняют все дети;

г)         воспитатель проверяет правильность выполнения поподгруппам (не более пяти человек).

Сначала при выполнении детьми упражненийможет наблюдаться напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепеннонапряжение исчезает, движения становятся не­принужденными и вместе с темкоординированными. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтомуподход воспитателядолжен быть индивидуальным. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно.Надо показать ребенку его достижения («Видишь, Вова, язык уже научился бытьшироким»), подбодрить («Ничего, твой язычок научится подниматься кверху»). Есливоспитатель видит, что группа в основном справляется с выполнением упражненияи только некоторым детям оно не совсем удается, он проводит с этими последнимидополнительно индивидуальную работу или дает задание родителям отработать движения дома(по одной-две минуты 2 раза в день - утром и вечером).

 

 

 


21 января 2020 в 11:02

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.